Автоматизация в FMCG. Опыт лидеров рынка
Когда-то вершиной автоматизации в торговле розничными товарами был простой кассовый аппарат. В ту пору магазины, где печатали чек с указанием даты и времени покупки, а также ее стоимости, считались самыми продвинутыми и современными. Но время не стоит на месте, и сегодня успех в FMCG-бизнесе во многом зависит от цифровых технологий – наступила эпоха Retail Tech.
Уровень цифровой зрелости
То, насколько компания продвинута в плане применения IT-технологий, определяет уровень ее цифровой зрелости. Кто-то до сих пор работает по старинке: данные записываются в блокнот или в лучшем случае в таблицу Excel, а коммуникация ведется в основном посредством телефона. А у кого-то автоматизирован практически каждый бизнес-процесс.
Уровень цифровой зрелости компаний (так называемый Digital IQ) ежегодно исследуют специализированные агентства и сервисы. На него влияют:
- определенность бизнес-процессов (какие именно процессы существуют в компании);
- степень автоматизации бизнес-процессов;
- качество интеграции данных;
- информационная безопасность;
- цифровая грамотность сотрудников;
- корпоративная культура.
Цифровая зрелость складывается как из внешних процессов (видимых для всех), так и из внутренних (доступных только сотрудникам).
План «цифрового созревания»
Компании с высокой цифровой зрелостью в три раза чаще сообщают о высокой прибыли и росте доходов, чем компании с низкой. Однако это не значит, что надо одномоментно автоматизировать все процессы – да это, скорее всего, и не получится. Вот примерный план цифровизации, которого можно придерживаться при внедрении новых технологий.
- Анализ ситуации: определение текущего уровня цифровизации компании, фиксация проблемных зон и возможностей для улучшения. Целесообразно выбрать несколько ключевых направлений, которые требуют внедрения IT-решений.
- Определение целей и задач: формулирование конкретных целей и задач, которые должны быть достигнуты в рамках проекта цифровизации.
- Разработка стратегии: разработка подробной стратегии, которая будет использоваться для достижения поставленных целей.
- Подготовка инфраструктуры компании: оценка и при необходимости замена оборудования, его модернизация и т.д.
- Выбор технологий: выбор подходящих технологий для реализации проекта цифровизации.
- Формирование команды: создание команды специалистов, которые будут заниматься реализацией проекта и отвечать за его внедрение в бизнес-процессы.
- Планирование бюджета: он зависит от целей, технологий, масштабов внедрения. Целесообразно рассчитать и ожидаемый возврат инвестиций от нововведений и сопоставить его с затратами.
- Обучение персонала: сотрудников компании необходимо научить работе с новым технологиями.
- Тестирование, пилотный запуск: его можно провести в отдельном магазине или даже в конкретном отделе. Это поможет оценить эффект от внедрения решения, выявить проблемы и внести корректировки до полного масштабирования.
- Запуск системы в эксплуатацию, анализ и мониторинг ее работы.
Очевидно, что использование в бизнесе современных цифровых технологий – сложный и многоэтапный процесс. Мы обладаем большим опытом разработки и внедрения систем в сфере FMCG. Наш эксперт поможет вам понять, на каком этапе цифровизации вы находитесь и какое решение подойдет для вас лучше всего.
Когда технологии рулят
Сфера FMCG считается одной из самых высококонкурентных, и для компаний-лидеров рынка цифровизация сегодня становится отличной возможностью привлечения покупателей и роста прибыли. Вот несколько примеров, как ведущие ритейлеры автоматизируют свои бизнес-процессы.
Электронные чеки
Розничная сеть «Магнит» еще два года назад начала переход с бумажных чеков на электронные. Это позволило снизить использование бумаги, сократить вредное воздействие на окружающую среду и уменьшить операционные затраты на приобретение кассовой ленты. Цифровые чеки удобнее бумажных: их нельзя потерять, они также хранятся в базе данных ФНС и имеют такую же юридическую силу. С 2022 года компания более чем на 50% уменьшила площадь всех печатаемых чеков, сократив на них всю необязательную информацию. Только за один месяц это позволило сэкономить 93 000 км кассовой ленты, а годовое снижение потребления составило около 1 000 000 км.
Система проверки правильности расположения товаров на складах
Примерно в то же время ритейлер внедрил видеосистему, которая проверяет правильность расположения товара и остатки на складах. Раньше сотрудники самостоятельно сравнивали схемы с выкладкой. На приходилось тратить много времени, а точность оставляла желать лучшего. Сейчас им на помощь пришла нейросеть. Она распознает изображения товаров на полке по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на стеллажах заявленному плану-схеме. Точность проверки достигает 99%. Кроме того, система анализирует наличие необходимых товаров и их остаток на складе магазина, последовательность выкладки, расположение позиций на первой линии и другие показатели. При выявлении ошибок персонал получает подсказки в мобильное приложение для их исправления.
Пилотный запуск показал, что время, затрачиваемое сотрудником на проверку выкладки, снизилось с одного часа в среднем до 15 минут. В тестовых магазинах благодаря технологии контроля выкладки был зафиксирован прирост продаж на 0,6%.
Система управления продажами 4КАМ
Lab Industries принадлежат такие бренды, как «Персил», «Ласка», «Бреф», «Сьесс», «Тафт», «Глисс Кур», «Момент», «Макрофлекс», «Церезит» и другие. Компания внедрила систему управления продажами 4КАМ, объединившую самые разные задачи и процессы. 4КАМ включает в себя три направления: товарооборот и маркетинг, маршруты мерчандайзеров, визиты в торговые точки. Система позволяет организовывать и проводить промоакции, ставить и контролировать цели, планировать и отслеживать товары, сроки поставок, фактический товарооборот, скидки и многое-многое другое.
Благодаря 4КАМ Lab Industries удалось:
- синхронизировать работу различных департаментов;
- отказаться от сложных Excel-таблиц, при заполнении которых то и дело допускались ошибки;
- достигнуть прозрачности в области финансов и работы сотрудников;
- усовершенствовать качество планирования объемов товаров и промоматериалов;
- упростить процесс организации и проведения промоакций.
На 10% выросла точность планирования промоактивностей, на 3% – уровень клиентского сервиса, на 1,1 % – общая прибыльность продаж компании.
Чат-центр поддержки покупателей
Одним из инструментов усовершенствования клиентского сервиса «Перекрестка» стал чат-центр и цифровые каналы для поддержки покупателей. Это единое окно для отправки сообщений, которые из всех цифровых каналов поступают в единый интерфейс оператора. Раньше покупатель онлайн-гипермаркета звонил на горячую линию, либо писал на электронную почту или в форму обратной связи на сайте. Анализ показал, что чат предпочитают от 60 до 80% клиентов. Поэтому была внедрена система чат-центра с возможностью отправлять оператору фото и видео заказа.
Поскольку значительную часть обращений оставляют именно вопросы по заказам, это позволило эффективнее решать спорные моменты и в целом улучшить коммуникацию с покупателями.
С помощью чат-центра:
- обрабатывается около 1500 обращений в сутки;
- время ожидания первого ответа оператора на обращение в чате сократилось до 30 секунд;
- индекс потребительской лояльности достиг 90%.
Система распознавания лиц при оплате покупок
Еще одно из технологических усовершенствований «Перекрестка» и «Пятерочки» – оплата покупок при помощи распознавания лиц. Оплата взглядом занимает несколько секунд и действует на кассах самообслуживания. Чтобы активировать технологию, необходимо в мобильном приложении СберБанк Онлайн выбрать пункт «Оплата одним взглядом» и указать карту, с которой будут списываться средства при оплате по лицу. Затем на кассе самообслуживания после сканирования товаров выбирается режим «Оплата одним взглядом». Нужно просто посмотреть в камеру – и готово. Покупателю не нужно доставать карту или телефон. Кроме того, после пандемии более 50% потребителей считают бесконтактную оплату одним из самых эффективных методов защиты от вирусных заболеваний.
Система навигации для сборщиков онлайн-заказов
«Лента» совсем недавно объявила о запуске навигации для сборщиков онлайн-заказов в гипермаркетах. Сборщики товаров благодаря специальному мобильному приложению видят «адрес» размещения каждого товара. В магазинах появилась соответствующая навигация в виде обозначения номеров рядов и наклеек с номерами сегментов оборудования, снабженных дополнительно QR-кодами. Номера оборудования и координаты связаны напрямую с базой данных мерчандайзинга «Ленты».
Решение тестировалось в течение трех месяцев. Результаты показали, что товары стали собираться быстрее на 4,2%. На 17% уменьшилось количество ненайденных товаров.
Система автоматического планирования смен
Кроме того, в магазинах сети действует система автоматического планирования смен. Она полностью автоматизирует планирование и максимально эффективно распределяет смены между сотрудниками. В специальной программе директор магазина планирует рабочее время, исходя из дневной, почасовой нагрузки, и формирует различные варианты графиков.
По результатам тестирования производительность магазинов, где тестировали систему, выросла на 10%. При этом качество сервиса осталось на прежнем уровне.
AI-генератор фотографий одежды
Компания прямо сейчас тестирует AI-генератор фотографий одежды на виртуальной модели. Это будет новый инструмент для продавцов категории Fashion, который поможет им упростить процесс создания контента и оптимизировать расходы на его подготовку. Функция доступна в личном кабинете продавца. Нужно зайти в генератор, загрузить в него фотографию предмета одежды на однородном фоне и дождаться результата. Затем полученное изображение с одеждой на модели продавец может загрузить в карточку товара. Планируется, что в дальнейшем функционал генератора будет пополняться, а у продавцов появиться дополнительная возможность создавать качественный и привлекающий покупателей контент.
О том, как рассчитать экономическую эффективность от внедрения IT-решений в бизнес-процессы, можно почитать здесь.
Мы имеем большой опыт в области автоматизации в FMCG. Наши кейсы можно посмотреть здесь. Кроме того, мы можем реализовать любой из показанных выше примеров автоматизации бизнес-процессов или предложить другую эффективную систему в зависимости от вашего запроса.
Заключение
Если вы готовы усовершенствовать свой бизнес с помощью IT-технологий – обращайтесь к нам! Мы погрузимся в ваши бизнес-процессы и предложим конкретные улучшения, которые бывают неочевидны компаниям без опыта в FMCG. Порекомендуем эффективные и удобные инструменты, которые помогут выделиться среди конкурентов и идти в ногу со временем!
Обсудим детали?
Расскажите нам о вашей идее, а мы предложим возможный план действий – это бесплатно